80% информации и взрослые, и дети - получают посредством зрительных ощущений. Естественное освещение не может обеспечить требуемый уровень дневного света на протяжении всего учебного дня. Недостаток естественного света обязательно компенсируется общим освещением, которое должно соответствовать нормам и правилам проектирования, а также быть комфортным для педагогов и учащихся.
Неправильно организованной уровень освещенности в любом помещении школы будет негативным образом влиять на психику, здоровье и успеваемость учеников.
Требования к организации искусственной подсветки:
· оптимальный уровень освещенности для рабочего места школьника
Такие требования предъявляются для каждого школьного помещения (класса, спортзала, столовой, коридора и т.д.)
· отсутствие слепящего и мерцающего эффекта
· равномерное распределение светового потока по площади помещения
· свет должен быть рассеянным и без резких теней
· освещение должно быть безопасным для детей и не изменять химические свойства воздуха
Оно создаётся экологически чистыми осветительными приборами и источниками света (например, светодиодное освещение).
В школах используются потолочные осветительные приборы с белым, тепло-белым и естественно-белым свечением. Согласно СанПиН допускается применение светильников, оборудованных опаловыми рассеивателями, с люминесцентными или светодиодными источниками света. При этом, люминесцентные модели должны быть укомплектованы электронным пускорегулирующими аппаратами, обеспечивающими коэффициент пульсаций светового потока менее 5%. Кроме того, нужно учитывать, что в помещении нельзя одновременно эксплуатировать устройства с лампами разного типа.
Таблица требований к системам освещения, используемых в школах
|
Параметр |
Уровень |
1. |
Уровень освещения |
300 - 500 люкс на рабочей поверхности (партах) 500 люкс на доске |
2. |
Цветопередача (индекс Ra) |
Не меньше 80 % |
3. |
Мерцание и стробоскопический эффект |
Отсутствуют (в наличии электронный балласт) |
4. |
Индекс ослепления (UGR)* |
Не выше 19 |
5. |
Содержание опасных веществ** |
Содержание ртути не больше 2 мг на лампу |
6. |
Энергопотребление |
Не больше 3W на 100 лк/м2 |
7. |
Срок эксплуатации |
Не меньше 20000 часов при 80% светового потока |
*UGR - индекс ослепления рассчитывается с учетом коэффициента отражения потолка и стен.
** для люминесцентных ламп.
Предпочтительно применение источников с цветовой температурой 4000 К и индексом цветопередачи Rа> 80. Коэффициент пульсации источников света должен быть не выше 10%, а при работе с компьютерами — не более 5%.
* Коэффициент пульсации освещенности — параметр, влияющий на утомляемость зрения.
Для учебных заведений подходят светодиодные устройства, которые:
- имеют условный защитный угол 90 градусов и более
- обладают габаритной яркостью, не превышающей 5000 кд/кв. м
- укомплектованы светящимися элементами мощностью менее 0,3 Вт
- имеют неравномерность яркости выходного отверстия Lmax:Lmin не более 5 к 1
- выполнены на базе белых светодиодов, цветовая температура которых не превышает 4000 кельвинов
Сертификация
Все светильники обязаны пройти сертификацию на соответствие требованиям ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» либо декларировать такое соответствие. Копия сертификата или декларации соответствия предоставляется производителем и должна храниться вместе с паспортами на светильники.
Приказом Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства РФ от 17 августа 2016 г. N 572/пр утвержден Свод правил СП-251.1325800.2016 «Здания Общеобразовательных организаций. Правила проектирования»:
· 8.4.2 В учебных кабинетах и производственных мастерских обучающихся 6-11 классов целесообразно применять системы плавного автоматического светорегулирования, обеспечивающие поддержание нормируемой горизонтальной освещенности совместным действием естественного и искусственного освещения
· 8.4.3 В осветительных установках рекреаций и коридоров следует применять датчиковую или режимную систему автоматического управления освещением
Монтажные работы по установке световых приборов могут выполнять только специалисты, которые прошли соответствующее обучение и имеют многолетний опыт работы. Основной документ, который регламентирует монтаж осветительных систем на территории РФ – это ПУЭ (ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК, изд.6, 7).